Главная

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обратно к списку новостей
  • 1
    августа

    Профессия - пчеловод

    Пчелкин труд пасечника Зубова


    Виктор Павлович Зубов

    Без электричества, водопровода, гаджетов и других благ цивилизации! В маленькой деревянной избушке, укутанной лесом, в течение многих лет живет Виктор Павлович Зубов. Нет, он не отшельник, его не бросили близкие, от него не отвернулось общество. Уйти от людей заставила любовь к природе и …пчелам.

     

    Крестьянский труд не принес прибыли

    Уютное местечко в нескольких километрах от села Тесь Виктор Павлович облюбовал еще в начале 90-х годов прошлого века. Несколько сотен гектаров земли некогда принадлежали шошинскому колхозу, а после его распада угодья раздали частникам.

    — Этой пасеке сто лет! — рассказывает Виктор Павлович. — Когда-то здесь занимались не только пчеловодством. Выращивали яблоки, ранет, другие фрукты. Огромный сад вырубили по указу Горбачева. Мама плакала, когда приезжали выкорчевывать деревья. Ведь колхозники много лет культивировали и ухаживали за садом. Но, что поделаешь, времена непростые были…

    В это самое время Виктор Павлович оставил работу в Красноярске в экспедиции, которой отдал почти 30 лет, и решил заняться фермерством в Минусинском районе. Правда, крестьянский труд прибыли почти не приносил.

    — Несколькими семьями мы занимались землепашеством, — вспоминает пасечник. — Мечтали, что параллельно с этим построим кемпинг недалеко от села Малая Иня. Планировали, что здесь будем выращивать гусей, поросят, коров. Чтобы люди могли в любое время приехать за свежим мясом и молоком. Ведь к тому времени заготконторы упразднили, и продукция фермеров стала никому не нужна. Прицепами приходилось возить пшеницу на мелькомбинат в Минусинск и обменивать на муку по невыгодной цене. В общем, постепенно все сошло на нет…

    Тогда Виктор Павлович и решил попробовать себя в пчеловодстве. Он и раньше держал несколько семей пчел, но чисто ради любопытства. А когда познакомился с полосатыми поближе, понял, что вряд ли бросит это ремесло.

     

    Погибнут пчелы — погибнет человечество

    Пчелкин труд пасечника ЗубоваВроде, и невелик путь от Теси до пасеки Зубова, а по неезженой проселочной дороге ехать, кажется, долго-предолго. Зато какая красота вокруг! Всеми цветами радуги переливаются цветочные поля. Здесь будто и не ступала нога человека. А те, кто и заезживал, едва ли долго задерживались в этих местах. Местные обитатели-насекомые не шибко-то приветливы к посторонним.

    Видимо, к Виктору Павловичу они привыкли. Да и местному жителю такое соседство по душе. К тому же верные подруги пчелы — всегда рядом. Сейчас на пасеке Виктора Павловича живут около 50 пчелосемей. Немного, говорит пчеловод. В прошлом году в два раза больше было. Погибли, добывая мед на полях местного сельхозпредприятия.

    — Химпрополка вредна для них. Если раньше пасечников предупреждали о протравливании полей, сегодня, как говорится, каждый сам себе хозяин. Не понимает современный человек, что погибнут пчелы — погибнет и все человечество. В 90 странах мира, по заявлениям ученых, благодаря вмешательству человека в окружающую среду пчел почти не осталось, а это уже заставляет задуматься.

    С тех пор как гидроэлектростанциями запрудили реки, начались изменения в природе. Раньше пчелы «выходили» на работу в шесть утра, постепенно стали выходить в десять, потом в два часа, а сейчас до пяти вечера на пасеке толкутся.

    Несколько лет назад один из местных растениеводов посеял 500 гектаров гречихи. Ночи были холодные, пчелы ее не опылили — в пустоцвет ушла.

    Чтобы контролировать процесс сбора меда, на пасеке установлен контрольный весовой улей. Таким образом Виктор Павлович определяет средние привесы. Но нынче, говорит, медосбор плохой, потому что сухо. Несмотря на то, что в округе все цветет — нектара почти нет. В день кормилицы приносят не более двух килограммов, половину из этого сами съедают за ночь. Раньше пчеловоды за сезон получали до четырех тонн меда, а теперь не более двух.

     

    Майский мед — это абсурд

    Впрочем, и две тонны продукта реализовать надо. И тут Виктор Павлович вновь вспоминает заготконторы, которые позволяли людям сдать производственные излишки.

    И хотя пчеловод довольно мобильный, сам ездит в город и даже в Красноярск, все же оптом сбыть мед практически не удается.

    — У меня на складах в деревне стоит шесть центнеров накачанного меда, нереализованного еще с прошлых годов. Слава Богу, время его не портит. Хоть сто лет может простоять. Продаю в розницу, хотя, сами понимаете: или разом прибыль получил и вложился, или по копейке от каждого литра собираешь. А ведь это тоже сезонный товар, люди в основном осенью мед закупают. Плюс конкуренция, у нас же каждый второй сегодня — пчеловод. Посмотрите, сколько вдоль трассы медовых торговцев. Думаете, все честные? Как минимум, половина из них продают неизвестно что. Вы знаете, что если солнечные лучи попадают на мед (а на трассе они весь день на него попадают), происходят определенные реакции, в результате которых он теряет свои свойства. А когда говорят про свежий майский мед — это вообще абсурд. Я сегодня первый раз мед качал, так ведь уже июль к концу подходит. В общем, дурят людей «липовым» медом.

    — А вас не обдуришь?

    — Э, нет, даже по телевизору вижу, настоящий мед или халтура! Смотрите внимательно (Виктор Павлович достает только что накаченный мед и ложкой наливает его в миску), мед беспрерывно тянется тонкой, как волос, ниточкой и книжицей укладывается. Он ни в коем случае не должен прерываться и уж тем более валиться комками.

    Помню, еще супруга моя жива была, сидели в деревне на скамейке. Подходит женщина, вкуснейший мед предлагает купить. Своей говорю, принеси пару ложек нашего, дам попробовать. Попробовала и говорит: «Слушай, продай, а». А у меня посуды, говорю, нет. Она тут же вылила из банки свой мед под дерево и купила наш.

    Подделать мед – дело нехитрое. Взял мешок сахара, сироп сварил и вылил в корыто. Пчела будет носить его в улей, чуть травки добавит, и можно хоть через день такой мед накачивать. А вот настоящего меда дождаться тяжело...

     

    Пчела — нежнее ребенка

    Пчелкин труд пасечника ЗубоваМед Виктора Павловича просто не может не понравиться. А запивать его свеженьким чаем из донника — одно удовольствие. Наверное, только ради этого стоит бросить городскую квартиру и перебраться в глухомань. Красиво здесь, тихо. Вместо лампочки — солнышко, вместо электроплитки — огонь! Прямо в доме у Виктора Павловича небольшая банька. А за домом он разбил огород. Здесь и картофель, и овощи, и ягода, и фрукты. Чуть поодаль стоит еще один домишко. Здесь живет сторож, а скорее главный помощник Зубова. Ведь обороняться здесь особенно не от кого.

    — Разве что от людей! — шутит Виктор Павлович. — Но и на этот случай у меня есть свой план защиты. Подойду тихонько к своим «девкам», пну один улей, и уж поверьте, ни один бандит отсюда не уедет. Лошадь больше восьми укусов редко выдерживает, а уж человеку много ли надо…

    — А вас кусают?

    — Когда как! Взятка нет, они злятся, нападают, а когда за работой, хоть голым перед ними ходи. Но укусов в умеренных дозах бояться не стоит. Пчелы, они знаете какие врачеватели! У меня книга есть старинная, так там подробно описано излечение пчелами более чем от 400 болезней. Я и сам укусами лечусь. Вот рука болит, сейчас пойду подставлю, пусть лечат.

    Может быть, именно благодаря своим любимицам в возрасте 70 лет, при онкологическом заболевании, отсутствии одной почки Виктор Павлович находит силы работать и радоваться жизни. Даже зимой он большую часть времени проводит здесь — на лоне природы.

    — Зимой пчелы живут в омшанике, который несколько лет назад построил им из круглого кедрача. Каждое утро прихожу их проведать. Температуру смотрю, самочувствие. Запомните, пчела — нежнее маленького ребенка. В прошлом году простудил несколько семей. Гляжу, детки замерзают. А причину найти не мог. Потом только догадался, что крыша с одного угла сквозит. А если вы приедете сюда весной, вы больше никогда отсюда не уедете...

     

    В качестве благодарности — танец!

    Наверное, Виктор Павлович прав. Если хоть однажды пройдешь весь цикл пчеловодства от пробуждения маленьких добытчиц весной до их ухода на зимний покой — трудно будет расстаться с этим делом.

    Ведь даже те короткие моменты, которые мы пробыли на пасеке, — запомнятся надолго. А сколько полезной информации удалось для себя почерпнуть! Например, созревший в улье мед можно легко определить по рамке. Она должна быть запечатана не менее чем на 70%. Иначе мед неизбежно забродит. Если пчела прыгает по цветку, значит, нектара в нем нет. Трутня пчелки не просто выгоняют из улья, но и отрывают ему крылья. А еще в каждом улье есть свои охранники и наблюдатели. Как и сторожа, уборщицы, кормилицы. Пчела мед принесла — приемщица забрала, чтобы положить в ячейку. Детка рождается, ее сразу отдают на попечение нянек.

    — Порядок и чистота такая, какой у людей-то нечасто встретишь! — говорит Виктор Павлович. — А знали бы вы, какие они благодарные. Работы нет, начнут роиться, я их загружать начинаю. Насыплю в улей опилок — они прибираются. Как-то слышу, рев стоит на пасеке, пошел посмотреть, что происходит. Подхожу, а они бедняжки, сбились в стайку и не могут вытащить щепу, попавшую среди опилок. Помог! И как давай они танцевать передо мной.

    Нынче весной думаю, хватит, брошу все, здоровье уже не то, да и сил немного. А подошел к ним — сидят девчонки, на меня смотрят преданно. Как же я без них жить буду…

    К тому же дочка загорелась заниматься сельским хозяйством в этих местах. Сейчас они с мужем строят здесь кошары, планируют развести романовских овец и лошадей. Да и отцу будут помогать на пасеке управляться. Для Виктора Павловича — найти преемника особенно важно. Ведь столько лет он был хранителем вековой традиции пчеловодов. Теперь он точно знает, что пчелкин труд Зубова найдет своих продолжателей.

    Ольга НОВИКОВА

© 2020 Администрация Минусинского района
662600, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Гоголя, дом 66а,
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Создание сайтов, графический дизайн